Реклама
Обзор законодательства о прослушивании телефонных разговоров. PDF Печать E-mail
Впервые прослушивание телефонных переговоров в СССР получило законодательное обоснование в 90-м году, когда был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик». Ранее прослушивание регламентировалось только секретными инструкциями.

Согласно принятому закону, телефонные переговоры могли прослушиваться на основании постановления следователя или органов дознания, санкционированных либо судом, либо прокурором. Такое постановление или санкция выдавались, если были основания полагать, что из прослушки может быть получена информация, которая имеет существенное значение для расследования дела. Максимальный срок прослушивания составлял 6 месяцев. Прослушка применялась в случаях угроз, вымогательств и других противоправных действий в сторону потерпевших или свидетелей. Параллельно прослушке велось протоколирование с коротким изложением фонограмм.

После распада СССР закон не был отменен формально, хотя, не найдя отражения в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, потерял свою силу. Вскоре право на прослушку получили органы внутренних дел, Федеральная Служба Безопасности и несколько других органов. Настоящей конституцией устанавливается: Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права разрешается только на основании судебного решения.

Это право может быть ограничено государством случаях описанных 2-я законами: федеральный закон об органах ФСБ и федеральный закон об ОРД. Основными направлениями деятельности ФСБ являются проведение контрразведывательных действий и борьба с преступностью. Прослушивание телефонных разговоров рассматривается как одна из разновидностей контрразведывательных действий. Органам ФСБ разрешено проводить контрразведывательные действия, если они считают, что:

  • деятельность спецслужб и организаций иностранного государства, а также отдельных лиц угрожает безопасности России;
  • возникла необходимость защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • необходимо установить наблюдение за лицами, оказывающими или оказавшими органам ФСБ конфиденциальную помощь;
  • необходимо обеспечить собственную безопасность.

Если при одном из вышеперечисленных обстоятельств необходимо получить судебную санкцию на телефонное прослушивание, то органы ФСБ "по требованию суда представляют служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности". Закон устанавливает, что перехват телефонных разговоров и другой корреспонденции "допускается только на основании судебного решения", которое хранится в органах ФСБ.

Получается, что при отсутствии решения суда, устанавливать телефонное прослушивание запрещено, несмотря на то, что требовать документы на возможный перехват должен только суд. Таким образом, вся ответственность за открытие процесса на прослушивание лежит на суде.

При проведении органами ФСБ разведывательной деятельности, порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведки определяются нормативными актами ФСБ. Сведения о тактике, организациях и средствах осуществления разведки составляют государственную тайну.

Получается, что конституционные гарантии о неприкосновенности телефонных разговоров (в виде судебного решения) при проведении подобной разведывательной деятельности законом не предусмотрены.

Закон об ОРД определяет обязанности органов ФСБ по борьбе с преступностью. Этот закон предусматривает прослушивание телефонных переговоров, как одно из составляющих оперативно-розыскных мероприятий. Равно как и закон о ФСБ, закон об ОРД описывает условия, которые должны соблюдаться для проведения прослушивания телефонных разговоров. Поводом для прослушивания может стать наличие информации о признаках, лицах, событиях и действиях противоправного характера или создающих угрозу безопасности Российской Федерации.

Предусматривается, что в экстренных случаях, органы следствия могут установить прослушку без ордера суда, при условии, что запрос будет предоставлен в суд в течении суток. Если через двое суток разрешение от суда не было получено, то прослушивание должно быть прекращено. Суд имеет право дать разрешение на прослушивание на срок не превышающий 6 месяцев. После истечения срока, для продления прослушки, суд должен дать новый ордер основываясь на вновь представленных материалах.

Статья 10 утверждает, что факт наличия у органов информации прослушки не является ограничением конституционных прав, свобод и законных интересов. Статья 11 подтверждает, что полученные при прослушке материалы могут быть поводом для возбуждения уголовного дела и могут использоваться в качестве доказательств.

В случае отказа о возбуждении уголовного дела или либо прекращении дела в связи с отсутствием состава преступления, лицо, в отношении которого проводились оперативно-розыскные мероприятия имеет право потребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации (в пределах, допускаемых требованиями конспирации и за исключением содержания в этой информации сведений составляющих государственную тайну).

Если же лицо, в отношении которого проводились оперативно-розыскные мероприятия, не располагает фактами проведения в отношении него прослушки, вся информация останется в органах проводивших прослушку. Такая информация хранится 1 год, после чего уничтожается. Лица, полагающие, что органами нарушены их права и свободы, могут обратиться в вышестоящие инстанции с жалобой и получить необходимые разъяснения.

Стоит отметить, что законом об органах ФСБ установлены более жесткие требования по обеспечению сохранности полученной при прослушке информации. ФСБ не имеет право сообщать полученную информацию кому бы то ни было без добровольного согласия лица в отношении которого проводилась прослушка.

Не смотря на то, что Российское законодательство имеет много изъянов, оно наиболее соответствует стандартам, установленным Европейским Судом по правам человека среди остальных посткоммунистических стан. Процедура четко урегулирована законами, принятыми Государственной Думой и имеет основу в национальном законодательстве.

Прослушивание телефонных разговоров ограничивается случаями, когда уже имеется информация относительно предполагаемого преступления, следовательно, закон запрещает предварительное прослушивание по неподтвержденному фактами подозрению. Прослушивание может быть установлено только по письменному запросу определенных высших чиновников. Если отбросить мелкие нестыковки и недочеты, то останется несколько наиболее важных пробелов в законодательстве. Во-первых, не определены правила по составлению итоговых докладов и по прохождению перехваченной информации по разным инстанциям. Во-вторых, ст.6 закона о ФСБ гласит, что информация о личной жизни гражданина, ущемляющая его честь и достоинство, или информация, которая может нанести ущерб его законным интересам, не может передаваться органами ФСБ никому иному. Такого сорта информация должна уничтожаться. Однако самый большой недостаток российских законов касается требования Суда о "предсказуемости", то есть как возможность гражданина понять, какие его действия приведут к реакции государства и какой именно реакции. В российском законе просто никак не определен перечень преступлений, при которых разрешено прослушивание. Согласно ст.8 закона об ОРД, подозрение в совершении любого преступления может привести к прослушиванию телефонных разговоров, при условии, что существует информация о преступлении, добытая из других источников. В законах не указано, какого вида предполагаемые преступления допускают прослушивание телефонных разговоров.

 
« Пред.   След. »

Опросы

На правах рекламы

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.